Альменевский район
Село Альменево центр одноименного района
Основано в 1586 году татарами из Ичкино ныне с. Юлдус Шадринского района. Согласно летописи альменевца Рамазана Таипова и других источников, среди переселенцев были: Азаматовы, Алфёровы, Анваровы, Асановы, Барамыковы, Барашовы, Байбулатовы, Исакаевы, Капчаевы, Мансуровы, Тонкачевы, Уразметовы, Юмаевы. Татары разделились на три группы. Первая группа осталась на месте современного Альменево, которое первоначально называлось Билькау и находилось на бугре одноимённого озера. В 1720 году большинство жителей переехало на берег соседнего озера Альменкуль, получившее свое название по имени рыбака Альмена первого построившего дом.
Альменево являлось центром Ичкинского юрта, позднее Ичкинской волости, в настоящее время центром района . Жители были одной из групп служилых татар, назывались «ичкинские татары-беломестные казаки» и несли службу по охране восточных границ. Основным занятием альменевцев было сельское хозяйство: земледелие и животноводство, также были развиты сапожный промысел и заготовка березы для перегонки дегтя.
В 1868 году в Альменево в 238 дворах проживало 1291 человек, в том числе 5 дворян. К 1891 году население увеличилось до 1853 душ обоего пола. В 1900 году численность населения составила 1705 человек, проживавших в 328 дворах, имелось 2 мечети, медресе, 12 ветряных мельниц, из них 1 двухпоставная. В 1989 году население достигло исторического максимума 5013 человек.
В Альменево сильны спортивные традиции, действуют: футбольная команда «Колос», хоккейная команда «Торпеда», больших успехов добиваются воспитанники альменевской школы бокса. Сегодня в национальной структуре населения татары составляют 36 %.
Деревня Вишняково (Бишняк)
Основано второй группой переселенцев из Ичкино юго-восточнее с. Альменево в 1586 году. Рядом с Вишняково находится соленое озеро, где ещё в начале XX века добывали соль. В 1868 году население составляло 523 человека, к 1891 году население увеличилось до 780 человек. В 1900 году в Вишняково проживало 640 душ в 164 дворах, действовала 1 мечеть, 1 медресе и 8 ветряных мельниц. К 1916 году численность населения достигла исторического максимума 1130 человек. С 1919 по 1959 год Вишняково являлось центром сельсовета. Сегодня д. Вишняково входит в состав Ягоднинского сельсовета, в деревне действуют начальная школа, фельдшерско-акушерский пункт, культурно-образовательный центр, библиотека, вокальный коллектив «Нур». В национальной структуре населения татары составляют 94 %.
29 июля 2014 года по инициативе и на средства уроженца Вишняково, Шаяхметова Вильдана Мухаметгалимовича открыта мечеть.
Деревня Учкулево
основано третьей группой переселенцев из д. Ичкино, северо-западнее с. Альменево. Учкулево в переводе –трехозерное.
В 1868 году численность населения составляла 677 человек в 113 дворах, а в 1900 году в 146 дворах проживало 872 человека, действовало 2 ветряных мельницы, 1 мечеть, 1 медресе, в 1926 году число жителей достигло 1190 человек. До конца 50-х годов работал детский дом.
В январе 2008 года по инициативе и на личные средства уроженца деревни, Юнусова Марата Равильевича открыта мечеть. Сегодня д. Учкулево входит в состав Малышевского сельсовета, здесь действуют начальная школа, культурно-образовательный центр, сельский дом культуры, фермерские хозяйства.
Деревня Тузово
Основана в 1720 году, у озера где альменевские татары заготавливали бересту для перекрытия крыш и перегонки дегтя. Основали семь семей, первоначально называлась Туз-аул, в переводе Берестяная деревня, озеро назвали Тузау-куль. В 1868 году проживало 617 жителей в 111 дворах, а в 1900 году в 169 дворах проживало 859 человека, действовало 8 ветряных мельниц, 1 мечеть и 1 медресе. В 1926 году число жителей достигло 1017. Здание мечети сохранилось до наших дней, в нем располагается сельский клуб. Сегодня д. Тузово входит в состав Иванковского сельсовета.
Село Иванково
Образовалась в 1740 году в результате переселения части учкулевцев. Иванково изначально называлось Аман-куль, в переводе лечебное озеро, но в последствии по имени русского рыбака Ивана, озеро получило название Иван-куль,т.е. озеро Ивана, а село стали называть Иванкау. В 1868 году здесь проживало 626 человек, в 111 дворах, увеличившись к 1900 году до 745 жителей проживавших в 127 дворах, действовали 2 ветряных мельницы, 1 медресе, 1 мечеть, к 1916 году население достигло исторического максимума 1123 человека. Сегодня Иванково является центром сельсовета, действуют 9-летняя школа, сельский дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, библиотека, муниципальный пост пожарной охраны, фермерское хозяйство, вокальный коллектив «Ялкын». Озеро пользуется популярностью у отдыхающих благодаря лечебной грязи. В национальной структуре населения татары составляют 85 %.
Сафакулевский район
Село САФАКУЛЕВО.
В начале восьмидесятых годов 18 века, прибыл в эти места простой крестьянин Сафа Юмагулов с двумя сыновьями, с целью поиска новых, более подходящих для жизни, земель. Шли они с Поволжья, вместе с семьями и со скотом. В поисках отдыха они остановились на берегу пресного озера, окруженного березовыми рощами и прекрасной, сочной травой.
За осень построили несколько полуземлянок, да помещений для скота, а уже в 1782 году заменили землянки избами, срубленными из стволов берез.
В том же году у Сафы родился еще один сын, которому дали имя Габдрахман, вот он и стал первым гражданином нового села, родившимся на новом месте. Этот человек прожил всю жизнь здесь и умер в 1845г. в возрасте 63 лет. Эти даты есть на могильном камне умершего Габдрахмана. Они подтверждают точную дату образования села, которое после смерти Сафы Юмагулова назвали его именем. Так и осталось это название Сафа-куль, что в переводе означает озеро Сафы.
Несколько позже, в 90-годах 18 века, сюда приехали еще несколько семей: Муслюмовы, Махмутовы, которые расширили деревню, образовав новые улицы.
Уже в 1816 году в Сафакулево строится мечеть, камни под фундамент которой привезли на лошадях с Урала.
До октября 1917 года Сафакулево- небольшая татарская деревня, в которой насчитывалось в 1868г. –111 дворов с 318 душами мужского пола. Но вот скота здесь было изрядно. Более 400 лошадей, примерно такое же количество коров, около 500 овец. В 1900 году Сафакулево состоит из 125 дворов, где проживает 875 душ населения. Здесь уже действует не только мечеть, но и школа, две ветряные мельницы.
До 1919 года деревня Сафакулево входит в состав Карасевской волости. С установлением Советской власти и изгнания колчаковцев в августе 1919 года, Сафакулево становится центром сельского совета. Сразу увеличивается количество хозяйств, которых стало более 200 и жителей более тысячи человек.
Жители Сафакулево занимались скотоводством, а на рубеже 20 века, начинается земледелие, производится мясо и молоко. Выделывая кожи и овчины, шили тулупы и шубы, катали валенки, делали масло, выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень. Все это на ярмарках широко продавалось, и за этот счет люди жили, приобретая для себя необходимое.
Село МАНСУРОВО
Установлено, что годом основания с. Мансурово является 1757г. Оно начало развиваться с момента приезда сюда в 1774г. служивого человека, сотника Мавлюта Мансурова, который сбежал от Пугачева и скрылся в здешних краях. Вот видимо он и дал название деревне, а возможно оно пошло и от имени Мансура Тукаева, так как всегда носило два имени: Мавлютовка или Мавлют аул и Урта-аул (срединная деревня), и только много позднее деревня стала называться Мансурово.
В 1926г. создается в Мансурово кооперативное товарищество по совместной обработке земли. Крестьяне, преодолевая сопротивление баев и кулаков, пытались общими силами выйти из нужды, обрабатывали землю коллективно. В 1929г. создали первый колхоз, председателем которого был избран Рахматулла Зайхунов, позже многие годы колхозом руководил Сафа Мавлютов.
Первоначально в ТОЗе было обобществлено 4 амбара, 2 плуга, 2 бороны, 5 саней, 5 упряжей, 7 лошадей, 12 голов КРС и 6 овец, земли было 68 десятин. Уже к середине тридцатых годов экономика колхоза шагнула далеко вперед: поголовье КРС выросло до 140 голов, увеличились посевные площади, а валовый сбор зерна составил около 10 тыс. ц. У колхозников поднималось настроение, они воочию увидели преимущества социалистической системы хозяйствования.
Колхоз «Красная Заря» особенно активно начал работать в 1960-70 годы, когда на смену устаревшей технике и оборудованию пришли новые трактора и комбайны, новые сеялки и культиваторы, удобрения и ядохимикаты, а к руководству хозяйством пришли грамотные, ответственные люди, такие как Ахмет Мухарамович Гайнутдинов, который многие годы возглавлял колхоз, и при котором он развивался наиболее быстрыми темпами.
Деревня БАХАРЕВО
Из замурованной в мечети царской грамоты «Рохсэт», что значит разрешение на строительство мечети, которая была найдена при разборке фундамента мечети, значилось, что это разрешение выписано в 1848г. Целый век пролежала эта грамота, доказывающая, что сама деревня Бахарево к этому времени уже существовала и по-видимому, была основана она в 1800 году.
Легенда, дошедшая до нас, гласит: «Первый житель нашей деревни был дальний путник, который остановился у озера напоить коня. Заведя его в воду, он удивился, что такое большое озеро, но довольно мелкое, всего лишь по щиколотке коню. От удивления воскликнул: «Ку, бакай!». Отсюда и пошло название озера. Когда путник решил здесь обосноваться и построил жилье, к которому стали присоединяться крестьяне, проезжающие мимо, дали название Кубакай и деревне.
Второе название деревни- Бахарево- русское, данное после 1861г. В деревне долгое время проживал богатый скотовладелец Бахарев, который построил в деревне одну из лучших усадеб, после его отъезда из этих мест продолжали называть «усадьба Бахарева», это название закрепилось и прижилось, да так и осталось до сих пор.
Деревню Бахарево заселяли, в основном, крымские татары, попавшие в немилость государю, и по его приказу были выселены с южных краев на просторы суровой Сибири.
В 1900 г., здесь было 165 дворов, а проживало 924 души, была 1 мечеть и школа. Уже в 1926г. в Бахарево появился свой сельский совет на 256 дворов, где проживало 1221 чел.
До сих пор в селе каждая улица имеет два названия- одно на татарском, второе на русском языках. Улицу 70-летия Октября называют Субельган, Школьная- Борхан, Северная-Уртааймак, Лесная-Салам урам, видимо название последней улицы дано за то, что по ней люди возили много соломы. Сегодня появилась еще и улица Мирхата Гафурова- воина-интернационалиста, погибшего в Афганистане при защите своих товарищей.
Рядом с деревней Бахарево, буквально в полутора километрах, находится лечебное озеро Горькое. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался военный госпиталь, в котором излечивали раненых солдат.
В деревне была начальная школа, пионерская комната. Учителя были выпускниками Троицкого педучилища Во время ВОВ 95% мужчин призывного возраста ушли на фронт. В Бахарево, как и везде, остались женщины, старики, дети. Но колхозники продолжали работать и помогали фронту: отправили в армию сотни лошадей, женщины вязали носки, варежки, шили полушубки, собирали посылки для фронта, отдавали деньги и драгоценности в фонд обороны, подписывались на заем в фонд обороны, производили молоко, мясо, растили хлеб.
Село БОРОВИЧИ
Село Боровичи одно из самых молодых в районе, основано в 1932г. Одним из первых его жителей был Нураев Хабибулла, которого послали осваивать новые земли второго отделения совхоза «Яланский» из Сафакулева. Название этой деревни возникло, по-видимому, от недалекого соснового бора, да березовых лесов, окружающих это место. А озеро, возле которого расположилась деревня, назвали русским названием Камышное, но есть и татарское- Кукыйды. В село приехало немало семей русских во время Великой Отечественной войны, спасаясь от голода. Сюда перед войной были высланы немцы с Поволжья. Уже в 1949г. сюда прибыли репрессированные молдаване, но они не осели в наших краях, а после 1954г. все выехали к себе на родину.
Сама деревня начиналась с нескольких крестовых домов, в которых проживало по 2 семьи, это были местные крестьяне, а приезжие, как правило, рыли себе землянки, или делали из ивняка плетеные стены и обмазывали их с обеих сторон глиной. Затем молдаване построили дома из саманных кирпичей. Дома были разными, но отличались бедностью. В конце тридцатых годов в деревне была построена школа.
В начале 40-х годов, до войны, в Боровичах построили школу, контору, электростанцию, конный двор, магазин. В 1954г., когда на поднятие целины в деревню пришли трактора и комбайны, жизнь начала быстро налаживаться. Резко поднялось производство зерна и кормов, что дало толчок к развитию животноводства.
В 1971г. решением правительства СССР был образован совхоз «Бахаревский», центральной усадьбой которого стала деревня Боровичи.
Совхозу предписывалось наряду с производством зерна освоить новый для здешних мест вид производства мяса-кролиководство. Сразу началось строительство кролиководческих ферм и социально-бытовых объектов. Были построены центральная контора, школа, клуб, торговый центр, детский сад. Завершилось строительство АТС. Появилась котельная, заправочная станция, МТМ, целые улицы новых, добротных домов, фельдшерско-акушерский пункт. А в 1985-91г. до села была проложена дорога с твердым покрытием — асфальт.
Ровно через 10 лет, в 1988г., хозяйство перепрофилировали на разведение гусей, и совхоз стал гусеводческим.
Начавшиеся реформы в 1992г. привели к преобразованию совхоза в ТОО «Бахаревский», руководителем был избран Н.М. Юсупов.
Село КАРАСЁВО (КАРАСУ)
Точную дату образования села установить невозможно. В памяти карасевцев сохранилось старое название села-Измайлово. Одна из легенд гласит, что царь за особые заслуги преподнес плодородные земли нынешней территории села князю Измаилу (Исмагилу).
Но уже точно известно, что на сельском кладбище захоронен бывший волостной староста, который умер в 1843 году. Значит, он родился где-то в 1760-70 годах. И село в эти годы уже было довольно большим.
На это указывает и список населенных пунктов Челябинского уезда на 1868год, в котором сказано, что Карасево как село было уже в это время, в нем насчитывалось 168 дворов, 468 лошадей, 348 коров и быков, 238 овец и 2 козы. Из промыслов того времени в Карасево были 2 скотовода, которые владели основным количеством скота, 2 торговца-которые занимались постоянно торговлей и 1 плотник, остальное население- бедняки, занимающиеся личным хозяйством и влачившие полуголодное существование.
Со временем снова возвращалось старое название Карасу, так звали деревню первые поселенцы, а переводится она на русский-как «черная вода». Озеро, у которого основана деревня, было окружено березовым лесом, а потому его вода казалась черной. В действительности вода в озере была чистой и вкусной.
До революции 1917 года Карасево было волостным центром. Здесь находилась земская волостная управа, две мечети, десятка полтора добротных крестовых домой под железной или тесовой крышей. Но бедняки жили убого, в маленьких избах, крытых дерном, почти без окон, стекло заменяло бычьи пузыри.
Село АДЖИТАРОВО
Первое упоминание Аджитарово в 1697 году и первоначально называлась Азаматово — по имени местного купца. Некий служивый в чине полковника царской армии, выходец из Казани — Файзулла Якуб женил своего сына на дочери Азаматова. Тот обосновавшись в деревне, переименовал ее в Аджитарово, что означает «можно доехать на лошади», имелось в виду из Челябинска. Кроме этого село называли Кантон-авыл. Как известно с 1798 по 1865 год здесь был центр административного деления – кантона. И это не могло не сказаться на названии села. Деревня до революции была достаточно большая: имелось 315 дворов, где проживало 1240 душ. Функционировали 3 мечети 3 духовных школ (медресе), магазин, базар, ветрянная мельница.Село расположено между тремя озерами: Аджитарово, Аслыкуль, Искекышлау. В прошлом население деревни относилась к роду «Алинцев», которые причисляли себя к мишарам. Разговорная речь Аджитаровцев относится к Сафакулевскому говору. По данным Центрального Государственного архива Башкирской АССР, в сведениях 1797 года значится, что население деревни Аджитарово «проживает здесь более 100 лет».
Люди постепенно перемещались на восток. Новые поселение носили название прежних деревень. Население Аджитарово долгое время жило на предгорьях Южного Урала, недалеко от станции Чебаркуль. В память о тех далеких днях одна из небольших железнодорожных станций именуется: станция Аджитаровская.
Хотя новые деревни сохраняли название своих предшественников, но в то же время носили и имена основоположников населенных пунктов. Следовательно, первопроходцы заложили основу деревни более 300 лет тому назад .
Население жило в основном за счет животноводства. Почетом пользовались лошади. На обширных пастбищах паслись коровы, овцы, козы. Выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень. До революции в Аджитарово входила в состав Карасевской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии. После революции относилось к Башкирской АССР.
Легенда об основателе деревни.
Около 400-500 лет назад в Башкирии некий сын богатого скотовода Биктимиров Хажитар-хан решил отделиться со своей семьёй от отца. Отец выделил часть скота и сказал сыну завет, куда приёдёт этот табун и облюбует это место для кормёжки там и обосновывайся и устраивай своё жильё. Сын отправился в начале лета. Скот тихонько пасся и шёл в сторону Челябинска. В середине лета скот остановился около озера Курлады, близ Копейска. Через месяц ночью скот поднялся и ушёл. Через некоторое время прибыл к озеру Фидеркуль. К концу августа табун опять снялся и двинулся в нашу сторону и остановился у озера. Пришла зима. Между нашими озёрами был сосновый бор и поэтому Хажита-хан не видел его. Увидев это озеро он решил перебраться первое озеро он назвал «Иске кышлау» — старая зимовка. На берегу образовалась деревня. Сохранилась родственное Биктимирханова Хаджитар-хана, Мирсалиховы, Раулевы, Амировы. Записано со слов Шаймарданова Нигмадьяна в 1970 году.
СУЛЮКЛИНО
Появление села Сулюклино относится к 1630 году, когда первым поселился на нашей земле бедняк Манди. Вместе со своей семьей он прибыл из Челябинской губернии. В поисках хорошего места, для проживания он выбрал участок между двумя озёрами Сулюкли и Каратун. Место ему понравилось тем, что вокруг росли прекрасные берёзовые леса, вполне пригодные к строительству, и в лесах было много грибов, ягод. Рядом были озера с пресной водой, в которых было много рыбы. Все это обусловило желание Манди осесть в этом прекрасном месте. Предание до нас донесло то, что этот человек родился в 1613 году и прожил 96 лет.
После его поселения в эти места стали пребывать и другие люди. Деревня, начатая одним домом, стала быстро расти. Название деревни Сулюклино появилось от названия озера Сулюкли (в озере было много пиявок). Жители занимались в основном скотоводством, разводили коров, лошадей, овец. Получаемая от этого скота продукция, перерабатывалась на месте кустарным способом, позволяла жить довольно безбедно. В это время начинает развиваться полеводство. В 1840 году построили первое общественное здание-склад (менгезей), а на берегу озера построили учебное заведение-медресе. Уже в 1868 году в деревне проживало 285 душ населения, которые имели 141 лошадь,474 коров, несколько рабочих быков, около 400 овец и несколько десятков коз.
В 1900 году в Сулюклино насчитывалось 125 дворов, в которых проживало 875 душ. Имеется 1 мечеть, 1 школа 1 деревянная мельница. Село постоянно растет, появились улицы Айгильда,Тарамас,Олкай.
В 1828 году купец Ханукай первым купил лампу со стеклянным абажуром. После этого люди начали применять керосиновую лампу.
Шатровский район
Село Кызылбай
В 2018 году с. Кызылбай исполняется 300 лет. Образовалось в 1718 году на живописном берегу озера. По одной из двух версий заселения территории, переселенцы пришли в эти места, скрываясь от крещения, ведь они исповедовали не христианство, а ислам. Другая версия – поселения образовались по приказу царя Ивана Грозного. Чтобы укрепить оборону Урала. Эту миссию доверили татарам и башкирам.
Народ занимался рыболовством, охотой и земледелием. Сеяли пшеницу, овес, ячмень, гречиху и лен. Из выращенного льна шили одежду. Из конопли делали веревки и масло. Средние крестьяне держали овец, лошадей, коров. «Бедняки» нанимались работать к «зажиточным». Детей на учебу никуда не отправляли, опасались, что они потеряют свою веру. Мулла в своем доме обучал только мальчиков на арабском языке. Первая мечеть была построена в 1800 году, купцом Харием Хаджи, который жил в Тюменской области в деревне Янбай. После установления Советской власти эту мечеть переоборудовали в сельский клуб. Новая мечеть была открыта 12.08.2005 г.
Первоначально оно было названо «ТАГЫЛ». Видимо от слова «присоединяйся». Среди переселенцев был богач, в честь этого человека село было переименовали в КЫЗЫЛБАЙ (значит «КРАСНЫЙ БОГАЧ»). Люди носили камзолы, чапаны, длинные льняные рубашки и платья, летом — тюбитейки, а зимой – лисьи шапки. Женщины носили на голове платки, и лицо вместо паранджи закрывали платком. В 1888 году в селе проживало 250 семей. Рядом с селом была расположена другая деревня «КЫРЧЫНЫ». Где проживало 30 семей. Расстояние между деревнями было 3 км. По переписи в двух деревнях проживало 821 человек. В то время село относилось к Пермской губернии Шадринского уезда Кызылбаевкой волости. В 1890 году появились первые керосиновые лампы. Была и революция и коллективизация. В 1917 году установилась советская власть.
В Кызылбае в память об 11 легендарных коммунарах установлен обелиск и названа улица. В 1920 году построили первую школу. На фронт из с.Кызылбай ушли 148 человек, вернулись лишь 53 солдата. .
В конце 70-х годов в Кызылбае появились современные магазины, дом культуры, администрация, почта.
В 1978 году Министерство газовой промышленности по приказу № 42 от 6 апреля «О подготовке к эксплуатации магистрального газопровода Комсомольск-Сургут-Челябинск» начинает строительство газокомпрессорной станции, осуществляющая транспортировку природного газа, и жилья для газовиков. В 2004 году в селе был запущен в эксплуатацию газопровод.
В 2003 году построена новая средняя школа, 2004 году открыт спортивный зал, а позже плавательный бассейн. Работает Культурно-спортивный клуб «Эдельвейс», спортивный и тренажерный залы, хоккейная площадка, детский сад «Ромашка», Сельский Дом Культуры, библиотека, отделение почты, фельдшерско- акушерский пункт, комната музей.
На сегодняшний день в селе проживаю 1045 человек.
Шадринский район
Село Юлдус
(Историческое название Ичкино, в произношении коренных жителей Эцкен) расположено на перекрестке трех дорог: Курган, Тюмень, Екатеринбург. Рядом с селом сосновый бор и березовая роща, река Ичкинка, разделяющая село на две части. Село Юлдус является древнейшим населенным пунктом Шадринского района. В четырех километрах от села Юлдус находится другая татарская деревня Сибирки (Янавыл) Юлдусского сельсовета. В обоих населенных пунктах живут ичкинские татары, жители тесно взаимодействуют между собой.
Главным занятием ичкинских татар издавна было хлебопашество, рыболовство и торговля, они очень трудолюбивые люди и считались «прилежнейшими земледельцами». Надо сказать, что жители села с давних времен были грамотными, образованными людьми, их охотно брали на царскую службу, писарскую и переводческую работу. До 1927 года дети занимались в частных школах медресе. В 1925 году в селе начали строить типовую школу. Появление избы-читальни приходится на начало 1930-х годов. В 1942 году был открыт первый медицинский пункт.
Как административная единица село ведет историю с 1924 года в составе Шадринского округа Уральской области. С 1934 года село входит в Челябинскую, с 1943-го – в Курганскую область. В 1955 г. Ичкинский сельсовет был ликвидирован и с. Ичкино и д.Сибирки вошли в состав Кондинского сельсовета Шатровского района. В июне 1963 года с. Ичкино вошло в состав Шадринского района, но так как в Шадринском районе уже было село Ичкино, то село было переименовано в Юлдус. В 1965 г. в с. Юлдус был создан Юлдусский сельсовет, в состав которого входят 2 населенных пункта: с. Юлдус и д. Сибирки.
Деревня Сибирки – родина Героя Советского Союза, участника Парада Победы 1945 года в Москве Гизатуллина Хамазана Гатаулловича, имя которого носит с октября 2010 года Юлдусская средняя школа.
В настоящее время общая численность населения Юлдусского сельсовета составляет 628 человек. В 2000 году началась газификация с. Юлдус, сейчас село газифицировано полностью.
На территории сельсовета функционируют: сельскохозяйственные предприятия: КФХ «Хабибуллин А.Ш.» и ООО «Сибирки» (основной вид деятельности – выращивание зерновых, зернобобовых культур и семян масличных культур), магазины: в селе Юлдус – 4, в деревне Сибирки – 1; ФАП, пожарный пост – МПО, отделение «Почты России», Юлдусское культурно-досуговое объединение, дошкольная группа «Юлдаш» и Юлдусская средняя общеобразовательная школа им. Х.Г. Гизатуллина — единственная в районе, имеющая детскую организацию под названием Пионерская дружина «Яшьлек».
Активно развивается туристско-краеведческое направление, ежегодно здесь проводятся соревнования по водному туризму «Весенние брызги», посвященные годовщине рождения Х.Г. Гизатуллина, на приз главы Администрации села.
Юлдус с давних времен было религиозным селом, были свои мечети. В декабре 2001 года в селе была открыта новая Соборная мечеть ичкинских татар, построенная под руководством Хабибуллина А.Ш. Это единственная соборная мечеть в Курганской области. В декабре 2011 года начала работать Белая мечеть в деревне Сибирки.
Жители села Юлдус и деревни Сибирки сохраняют и приумножают свои национальные традиции, активно благоустраивают свои дома, участвуют в общественной жизни. Одним из средств возрождения национального духа является проведение народных татарских праздников: «Сабантуй», «Навруз», «Корга буткасы». Активно развивается спортивно-массовая работа: охотничий биатлон, спортивная рыбалка, водный туризм.
Село Байрак –
Один их трех татарских населенных пунктов в Шадринском районе. Это самая северная точка района. На месте села еще в 600-800 гг. жили племена, первые носители тюркских наречий. Село расположено на реке Терсюк, которая делит его надвое. Раньше само село имело такое же название — Терсюк, что в переводе означает «длинная узкая река». Село было большое: здесь учились дети из соседних деревень, например, Кызылбая. В 1870 г. была построена мечеть, здание которой в 1966 году передано под сельский клуб. В 1923 г. открывается школа 1 ступени, называется она ШКМ (школа коммунистической молодёжи).
В 1928 году случился большой пожар, половина деревни выгорела, многие люди уехали. Терсюкский сельсовет начал свою деятельность в 1919 году в Кызылбаевской волости Шадринского уезда Пермской губернии. В 1924 году вошел в состав Шатровского района, с 1932 года – в состав Ольховского, а с 1 февраля 1963 года передан в Шадринский район. 29 июня 1964 г. село было переименовано в Байрак, что в переводе означает «Знамя».
В настоящее время в селе Байрак проживает 76 человек, дворов — 60. На территории поселения есть магазин, фельдшерско-акушерский пункт, пожарный пост. В здании Администрации сельсовета расположены Байракский сельский клуб, отделение «Почты России», кабинет участкового, культурно-образовательный центр.
Население занимается, в основном, своим личным подсобным хозяйством: выращивают овощи, держат скот, содержат поголовье птиц, косят сено, рубят дрова. Сейчас жители активно занялись благоустройством своих хозяйств: ремонтируют дома, кроют крыши, делают новые ворота, пробурили скважины.
Культурная жизнь сельчан держится на высоком уровне: при клубе действует фольклорная группа «Чачак», которая радует своими выступлениями на всех календарных и религиозных праздниках; в январе 2017 года встречали гостей из Казани, Альменевского района, Шадринска и Юлдуса: местные артисты показали старинные обычаи и традиции; 4 марта 2017 г. здесь прошёл первый областной татарский фестиваль «Играй гармонь» (Уйна гармун).
Шумихинский район
Районный центр Шумиха – третий по величине город в Курганской области. Своим появлением Шумиха обязана строившейся в 90-х годах 19-го столетия Западно-Сибирской железной дороге, на которой было определено место для железнодорожной станции. Так в 1892 году появился новый населенный пункт. Своё название станция получила, как утверждают старожилы, от камыша, шумевшего на здешних болотах, особенно осенью. … Основу населения составляют русские, но также проживают татары, башкиры и представители других национальностей. В районе 18 муниципальных образований, протекает река Миасс, находится большое количество озер. Сегодня в районе развитая сеть автомобильных дорог. Шумихинский район образован в 1924 году, количество татар — составляло 0,3%, на сегодняшний день — 3,2%. в основном, это переселяющиеся жители из Альменевского района.
В городе Шумиха есть одна действующая мечеть.
Самым популярным спортом здесь считают тяжелую атлетику, которую в 1980 г. основал Хальмитов Сабит Сабирович, воспитавший много титулованных тяжелоатлетов.
В 2003 году в Шумихинским районном Доме культуры создан центр татарской и башкирской культуры «Ялкын», руководитель Садыкова Гульнур Искандаровна ради возрождения национального культурного движения татар и башкир, вовлечение молодежи.
Почетный гражданин города Шумихи Шакиров Рамазан Нажмутдинович в 1992 году организовал фермерское хозяйство с девизом: «От поля до прилавка»; то есть вырастить, переработать и реализовать свою продукцию, успешно воплощает: выращивание зерновых, в том числе корма дял животных, выпечку хлеба, животноводство, переработку молока. В планах — переработка мяса. В хозяйстве содержатся 528 голов КРС. Кроме того, Рамазан Нажмутдинович с 2010 года участвует в программе «Социальный хлеб» для оказания адресной помощи семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Впервые, после полувекового перерыва в Шумихе в 2016 году ярко отметили Сабантуй (что значит «праздник плуга») областного масштаба на стадионе «Труд». Большой праздник собрал артистов со всего Зауралья и соседних регионов. На фестивале национальных культур показали выступления творческие коллективы. Делегации от районов — в своих шатрах на подворье представляли выставки изделий ДПИ и национальной кухни. Работал город ремесленников, аллея славы. Прошел конкурс «Мисс Сабантуя «СЮЮМБИКЕ». Желающие могли поучаствовать в традиционных народных играх и спортивных соревнованиях. В центре внимания была борьбы КОРЭШ. Проводили соревнования гости из Челябинска, в частности, самый сильный человек мира 2005 года, рекордсмен Эльбрус НИГМАТУЛЛИН.
Организовали Сабантуй Конгресс татар Курганской области и Администрация Шумихинского района. На праздновании присутствовали высокопоставленные гости,, представители мусульманской и православной религий, почетные люди культуры, спорта из Курганской области, Татарстана и Республики Башкортостана.
Сабантуй прошёл на шумихинской земле и в 2017 году, подтвердив гостеприимство наших земляков.
Целинный район
Целинный район, в южной части Курганской области. Образован в 1924 г. как Усть-Уйский район, с 1962 г. — современное название. Площадь 3445,6 км2. Центр — с. Целинное (150 км от г. Курган). Население 15443 чел. (2015 г.). Численность татар в 2010 г. — 1043 чел. (в 2002 г. — 1346). Компактно проживают в сс. Большое Дубровное (286), Трёхозёрки (171 чел.), дд. Белозёрки (80). Массовое переселение поволжских татарна территорию Целинного района относится к 1880-м гг. В этот период были основаны сс. Дубровное (ныне с. Большое Дубровное) и Трёхозёр- ки (в конце 1920-х гг. выходцы из этого села основали д. Белозёрки). До 1920-х гг. в них действовали мечети. При начальных школах с. Большое Дубровное и д. Белозёрки работают кружки, в которых изучаются национальные обычаи и традиции татар; в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» преподаются основы исламской культуры. В домах культуры сс. Большое Дубровное и Трёхозёрки работают татарские музыкальные и танцевальные кружки. Женская вокальная группа «Умырзая» (с. Большое Дубровное) является дипломантом Межрегионального фестиваля татарской культуры «У семи родников». Проводятся праздники Сабантуй и «Чэчэк байраме». Функционирует мечеть в с. Большое Дубровное; имеются мусульманские общины в с. Трёхозёрки и д. Белозёрки.
Звериноголовский район
Село Звериноголовское
Село Звериноголовское расположено на берегу реки Тобол, центр одноименного района, основано в 1752 году как сторожевая крепость на границе. В 1815 году здесь поселены первые казаки. В 1862 году с упразднением Оренбургской пограничной линии, Звериноголовская крепость стала казачьей станицей.
Для «духовных треб казаков-магометан» в 1821 году началось строительство мечети, закончено в 1852 году, по своему размеру и облику напоминает Красную мечеть в Томске, являясь одной из крупнейших каменных мечетей Сибири. Здание мечети сохранилось до настоящего времени. Мечеть представляла собой длинное и высокое прямоугольное кирпичное здание с высокими и широкими окнами, а с крыши поднималась ввысь четырехугольная колонна со сглаженными углами в виде усеченной пирамиды, по верху которой шло расширение, заканчивалось оно зонтообразной крышей минарета. В летнее время вечерами зычный голос муллы был слышен по воде Тобола на расстоянии до двух километров. Высота минарета равнялась высоте звонниц каменной церкви. В 30-х годах ХХ века минаретную колонну снесли, а само здание надстроили и сделали вальцовую мельницу. Еще до открытия мечети в станице Звериноголовской, при молельном доме, была построена мусульманская школа.
По результатам переписи 1926 года в Звериноголовской станице проживало 1072 татарина. Исторически местные татары являлись купцами и «казаками-магометанами».
20 июля 1891 года, совершая кругосветное путешествие проезжал наследник престола и Августейший Атаман всех казачьих войск, будущий последний император Николай II.
До 1939 года существовала отдельная татарская школа, которая была объединена с школой крестьянской молодежи (ШКМ) в среднюю школу, но сохранялось преподавание татарского языка. Среди уроженцев-татар с. Звериноголовское следующие известные личности:
Уразаев Ахмед Мухаммад-Зарифович, литературный псевдоним Кормаши (годы жизни 1855-1883), родился в с. Звериноголовское Курганской области. Поэт, автор любовно-романтических поэм-дастанов: «Сказание о юноше-джигите» («Кыйсса-и Буз егет», Казань, 1875) и «Сказание о Тахире и Зухре» («Кыйсса-и Таһир илә Зеһрә», созд. в 1879, 1-е изд. 1882), являющихся по содержанию обработкой сюжетов фольклорной и книжной традиций о романтической любви. Поэмы пользовались широкой популярностью и до 1917 года многократно переиздавались.
Ахметов Абулла Сафиевич (1905-1976) уроженец с. Звериноголовское татарский писатель-прозаик, журналист, педагог и драматург.
Окончил сельскую школу. В 1922—1923 работал воспитателем детского дома.
Член Союза пистателй СССР с 1938 года.
Хиялетдинов Шакир Шайхисламович один из самых известных религиозных деятелей прошлых лет. В историю ислама он вошел как десятый муфтий и председатель Духовного Управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС).